В настоящее время в сфере охранных услуг Российской Федерации осуществляют деятельность следующие основные субъекты:
1. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
1.1. Вневедомственная охрана.
1.2. Специализированные подразделения по охране важных государственных объектов и специальных грузов.
1.3. ФГУП «Охрана» Росгвардии.
2. Федеральная служба охраны.
3. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Подразделения полиции по охране дипломатических представительств.
4. Юридические лица с особыми уставными задачами.
4.1. Частные охранные организации.
4.2. Ведомственная охрана.
5. Иные юридические лица с особыми уставными задачами (имеют право на получение оружия для охранной деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ для выполнения обязанностей, закрепленных федеральным законом (как правило — профильным)): ЦБ России; РОСИНКАС; Сбербанк; ФГУП ГЦСС; ФГУП «Почта» России; МИД России; территориальные органы и организации Росгидромета; органы и учреждения, осуществляющие лесную охрану; подразделения транспортной безопасности, службы авиационной безопасности; органы охотничьего надзора; надзора за особо охраняемыми природными территориями; надзора за использованием объектов животного мира и среды их обитания; рыболовства и сохранения водных биоресурсов; организации геологоразведки (добычи и переработки) полезных ископаемых, драгметаллов и камней.
Таким образом, на рынке охранных услуг Российской Федерации присутствует значительное количество субъектов охраны (Приложение 1), деятельность которых регулируется, как правило, отдельными (по видам — частная, ведомственная, вневедомственная) или профильными (Росинкас — Законом о Центральном Банке, ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», ПАО «НК «Роснефть», АК «Алроса» соответствующими законами о своей деятельности) законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В целом охранная деятельность в Российской Федерации регулируется следующими основными законодательными актами:
— Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»;
— Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии»;
— Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»;
— Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране»;
— Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Кроме того, в развитие указанных законов действует значительное количество иных нормативных правовых актов.
Сравнительный анализ положений приведенных выше законодательных актов показывает, что к различным субъектам охранной деятельности предъявляются отличные друг от друга требования, которые, в свою очередь, устанавливаются исходя из необходимости полноценной и ответственной реализации функций, задач и возложенных на них полномочий и обязанностей.
Предъявляемые к государственным охранным структурам требования строже, чем к частным, что в целом приводит к удорожанию их услуг за счет необходимости более длительного и полноценного обучения сотрудников и работников, их материального и финансового обеспечения, в том числе на социальное страхование, и ряда других факторов, но с другой — наличие определенных полномочий по применению физической силы, спецсредств и оружия (административного задержания, досмотра, доставления задержанных в органы внутренних дел, а также мобильных групп реагирования) обеспечивает более надежную и комплексную защиту охраняемых объектов и имущества от угроз, как криминального, так и террористического характера.